Отношение к алкоголю
Начиная рассматривать вопрос отношения к опьяняющим напиткам в авраамоистических религиях, мы обнаруживаем, что оно различается во всех случаях.
Среди иудеев считается, что при определённых условиях алкоголь может быть кошерным. Но при общем отношении к нему как к незапрещённому, танах содержит стихи, которые указывают на отрицательное отношение к опьяняющим напиткам и опьянению в целом.
32. Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33. Глаза твои будут искать развратное, и сердце твое будет говорить превратное.
Кроме проявления отрицательного отношения имеются в танахе и стихи, запрещающие алкоголь для достижения особого статуса перед Богом и говорящие с похвалой о тех, кто не употреблял его, ставя этот факт в праведность. Назореи — посвящённые Господу — не употребляли ничего произведённого из винограда.
4. А теперь берегись: не пей вина и шэйхара и не ешь ничего нечистого.
5. Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва да не коснется головы его, потому что назиром Элоhим будет это дитя от самого чрева, и он начнет спасение Исраэйля от руки Пелиштимлян.
Несмотря на общее порицание пьянства, в христианстве статус вина разительно меняет своё положение — из продукта, от которого отказывались, чтобы посвятить себя Богу, он был возведён в продукт, используемый при исполнении религиозного обряда — таинства евхаристии (причастия). В нём вино стало символом крови Христа и способом соединения с Богом. Участие в этом таинстве является обязательным для всех христиан.
В исламе вино прошло через три этапа на протяжении ниспослания откровения. Каждый этап увеличивал негативное отношение вплоть до полного запрета для употребления верующими, исключив полностью этот продукт из жизни мусульман и установив наказание за ослушание этого предписания.
Первый этап: употребление вина не запрещено. На этом этапе не ложился на человека грех при распитии опьяняющих напитков.
Следующим этапом стало ограничение употребления алкоголя и запрет на молитву в пьяном виде.
И затем настало время окончательного исключения этой скверны, разрушающей жизни пьющего и окружающих, из дозволенного. Аллах ниспослал строгий запрет, несмотря на наличие некоторой пользы, которая меньше причиняемого вреда.
Таким образом, из рассмотренного выше мы видим, что отношение к алкоголю в исламе и в иудаизме более схоже и последовательно при сравнении его положения между авраамоистическими религиями.